Улу-узень-c.Генеральское-'Ulu-Uzen'. Крым.Crimea.

История села Улу-узень




                                История села Улу-узень

 


         История поселений Куру-узень,Кучук-узень,туак и Улу-узень берут свои

  начала за 2000 лет до возникновения хрестианской веры.В прибрежных

  и горной частях Крыма проживали народы которые назывались-Таврами.

  т.е. предки нынешних Крымских татар. До 1475 г.прибрежная и горная часть

  находились под влиянием Византийской империи и его население  испо-

  ведовало -хрестианство.

        Начиная с 15 века в некоторые районы крыма стало проникать новая

 - мусульманская религия.Во время путешевстия турецкого иследователя

  -Эвлия Челяби  им было обнаруженно  что в с. Улу-узень было всего

  семь семей исповедующих ислам.А в 1541 г. в селе уже 50 семей стали

  исповедовать ислам.А к концу  1600 г.г. уже вся деревня исповедовала

 исламскую религию.Поэтому  в деревне было  два кладбища-Старая

 хрестианская  которая располагалась на юго-восточном склоне горы

 Куру-устю и  новое  мусульманское которое располагалось на западном

 склоне плато  Лямайля.В 1700 г.г. была построенна мечеть ,которая

 после выселения коренных  жителей  18 мая 1944 г ещё  простояла до

1960 г.

        Мечеть могла вместить 500  прихожан и на прилегающей площади

 можно разместится 1500 человек.Площадь мечети была окруженна

 каменным забором(рванный камень) высотой около  60 см.Основание

 также было выложенно из гранитного камня.Все  семейные обряды

 являлись общественными мероприятиями такие как -похороны,рождение

 детей,cвадебные обряды и решение спорных вопросов.Мечеть была

 особенно многолюдна в праздничные дни такие как -Курбан байрам и

 Ураза . Впраздничные дни вся мужская часть населения села собиралась

 на територии мечети -молитвенная часть заканчивалась взносом в

 зекият.(нужды мечети).После чего мужчины возвращались домой чтобы

 вместе с семьёй и близкими встретить праздник.Когда мужчин призывали

на службу в армию их собирали на площади мечети где муфти благословил

 их для службы Отечеству.

       После Революции 1917 г. мечеть  ещё вела свою деятельность до 1929 г.

 Но с приходом комунистов власти закрыли его превратив в складское 

помещение .После прихода немецких окупантов  мечеть вновь возобновила

 свою деятельность.В 1943 г. -когда немцы произвели поджог села

 мечеть оставили нетронутой.Сельчане собрали и

 сложили в помещении мечети  имущество Крымских татар которые были

 высланны 18 мая 1944 г.Так как мечеть не охранялась то вандалы

  проломив стену растащили вещи из него.В 1951 - 1953 г.г. мечеть мед-

 ленно расстаскивалась и использовалась как строй сырьё для строительства

 домов новых жителей.Остатки стен по рассказам очевидцев в 1960 г.

 сносили бульдозером и тракторист скончался во время работ по сносу.

     В  1933 г.(до раскулачивания) в селе работали три кофейни.

 Хозяевов этих кофейинь  раскулачили и выслали на Урал ,а кофейни

 превратили 1 в магазин  2-й в управление колхоза 3-й  складское поме-

 щение.Так как деревня была многоводная  на берегу работала водянная

 мельница,а также одна ступа по обработке шерсти.Вселе работала

 одна пекарня  традиционной выпечки хлеба- которая могла хранится

 очень длительное время не черствея.

     Вдеревне была одна общественная площадка которая называлась

 "Таш огу" (ныне автобусная остановка).Мужское население старшего возраста собиралось на этой площадке  которое было выложенно кам-

 нями и обработанно в виде скамеек.Сидя на этих скамейках  люди

 обсуждали политические,экономические и жизненные вопросы. Это

 было местом традиционных встреч жителей всей деревни.

     Кроме  того в  деревне  было место под названием-Азызлер по

 праздникам сельчане собирались на этом месте и проводили молебны,

    резали барашек,   готовили пищу и угощали друг -друга.Но  вот

 в 1929 г  коммунисты решили уничтожить это святое место -"Азизлер"

 и взорвали святыню не оставив малейшего следа.

      Во времена колхозной коллективизации  многие сады и поля

 остались не обработанными в результате чего урожай не уродился

и это привело к голоду 1933г.г. За это время умерло 51 человек

 в том числе старики и дети.На площаде  мечети была организованна

 общественная столовая для детей , там из пойманных змей,лягушек

 и другой живности  варились супы  для угощения детей.Были случаи

 когда погибали оба родителя -тогда детей многие разбирали на

 воспитание в свои семьи, таких в селе за времена войн и голода

 было немало.

      В1939 г. внезапно многих мужчин призвали на службу в армию

 -это было большим удивлением для многих,потом  узнав что нача-

лась война  многих отправили на  финскую войну -семьи ждали

своих сыновей что они вернутся ,но этого не произошло.Cпустя  год

 т.е. в 1941 г  в марте месяце в селе прошёл слух  что вскоре

 начнётся большая война и конце апреля  начали мобилизовывать

 всех мужчин от 18 до 50 лет в красную армию.После этих моби-

 лизаций село было опустошенным.Многие семьи закрылись в своих

 домах и почти не выходили на улицу.

       В октябре 1941 года в село прибыли  немецкие войска,со стороны

 немецких военных  семьи особого унижения не испытывали если не

учесть что немецкие войска  отбирали корм для своих лошадей.

 Что кассается табака который был у населения -немцы покупали

за деньги или обменивались на  свои продукты.

    За два года немецкой окупации в селе были прекращенны многие

 сельхоз работы так как поля и сады находились за чертой деревни

 и там хозяйничали партизаны немцы не разрешали выходить за

его пределы.Но тем не менее когда немцы вечером уезжали на

 ночлег к морю, и  тогда партизаны спускались в село. 

     К  концу ноября 1943 года в деревне выпал первый снег,в этот день

 немцы стали выселять всех жителей в нижележащие деревни

 Куру-узень и Кучук-узень.Когда деревня опустела -немцы с села

 Туак пушками стали обстреливать с .Улу-узень ,но это особого

 результата не дало.После чего немцы прибыли в деревню и при-

 везли с собой в канистрах керосин -облив все дома они подожгли

 всю деревню.Единственное строение которое они оставили нетро-

нутым - это была мечеть.Когда деревня горела  то вверх поднимались

 высоко клубы чёрного дыма и многие сельчане которые были в нижних

 сёлах выходили на пригорки и наблюдали за этим.

   В 1944 г. когда немцы покинули нижние сёла и сельчанам было раз-

 решенно вернутся в село - их виду открылась страшная картина

 своих домов.......

   Были  дома которые удалось быстро востановить ,но некоторые были

 очень разрушенны,несмотря на это многие семьи уплотнились и

 было так что под одной крышей жили по несколько семей.Надеясь

 что всё позади население начало востанавливать дома  и  приво-

дить в порядок.Недолго сельчанан оставалось пожить в своих

 полуразрушенных домах  и  приближалось новое горе....18 мая   1944 г.

       25  апреля 1944 г. в село прибыли  войска  НКВД  и организовали

 штаб затем начали опись семей и имущества.При вопросах-для чего

 это получали ответ что государство хочет возместить им ущерб за

 соженные дома.25 апреля  всё мужское население от 18 до 50 лет

  было переписанно и взято на учёт и сразу всех собрав увезли на

 сборный пункт в село Ускут.Оттуда их переправили в Карасу-базар и

 затем  в селение Сеитлер ,где их погрузили на вагоны и увезли в

  в г.Куйбышев.По прибытию их загнали за колючую проволку и

 объявили всем что они продажники Советского  союза  у будут

 теперь отрабатывать свой долг перед государством.Таким образом

 все работали в военно трудовой колонии по строительству  нефте-

 перегонного завода до 1953 г.

     ....И вот  18 мая 1944 г. в 5 часов утра солдаты по 3 человека

начали обход домов с предложением собратся на центраьном месте.

 Процес  сбора сельчан с вещами заняло время до полудня -это место

было окруженно солдатами.Таким образом все жители просидели в

 кругу без пищи и воды до вечера, уже в сумерках население пред-

 ложило военным отпустить их домой на ночлег-на что получили

 категорическое "НЕТ" . Всю ночь до утра люди просидели под откры-

  тым небом- ночью прошёл небольшой дождь.А  утром  19  мая в

 село въехали  американские  грузовики и началась погрузка.

 В одной машине размещали по 5-6 семей,затем машины тронулись

 но по дореге к морю одна из машин сломалась и вся колонна долгое

 время под жарким солнцем около 2 часов  стояла на дороге.

  Наконец колонна тронулась и к вечеру прибыла в Акмечеть на

  железнодорожный вокзал.

   Продожение  следует......

 Информация представленна автором книги "Улу-узень"

      Керим  Якуб.  

 

 



 

 

 



 

   

 


 



 

   



Обновлен 16 ноя 2011. Создан 26 мая 2011



  Комментарии       
Всего 4, последний 4 года назад
--- 28 мая 2011 ответить
Много раз пыталась найти информацию по истории села, но в советской литературе это крайне сложно было сделать. Благодаря Вам, вашим усилиям и любви к родному краю, только теперь можно узнать факты из жизни жителей села и историю его возникновения. Прочитав некоторые отрывки, просмотрев фотографии, складывается более или менее четкая картина. Спасибо за те усилия и любовь к этому замечательному месту, которые будут переданы следующим поколениям. С уважением Татьяна Патеева, Сочи
--- 06 июл 2012 ответить
Керим Якуб!!!! Изучайте историю Крыма лучше!!!! Крымские татары не являются наследниками тавров!!!!! Татары появились в Крыму в 13 веке..
ustaeva2005 29 авг 2012 ответить
Вам тоже нужно знать лучше историю Крыма и крымских татар. Обратитесь к энциклопедии Эфрона.
   
--- 10 фев 2013 ответить
обращаясь к энциклопедии Эфрона, подтверждаем, что татары ТЕМ БОЛЕЕ не предки тавров. И нужно читать не энциклопедии, а исторические исследования и желательно не единого историка, тогда не будет споров и разногласий.
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником